в архивах Верховной Рады Где-то в архивах Верховной Рады покрылся пылью готовый законопроект, который касается очередных выборов в парламент. Готовили его наилучшие отечественные специалисты из разных фракций, документ прошел экспертизу в Венецианской комиссии на соответствие нормам демократии.

Им предусмотрено, что парламентские выборы должны проводиться по открытым партийными списками. Т.е. в округах должны соревноваться за человеческое доверие конкретные выдвиженцы политических партий. В конце концов, именно такой принцип проведения выборов обещали чуть ли не все ведущие политические силы Украины.

Но произошло так, что об этом готовом законопроекте решили забыть. Как объясняют в Минюсте, очередные выборы в Верховную Раду должны отвечать уровню нашей общественной «политической культуры». (не доросли мы еще к демократии). А та культура будто бы предусматривает наполовину «мажоритарную» составную будущего высшего законодательного органа страны. Да еще и таким образом будто бы предоставляется право стать народными избранниками и непартийцам.

На слух такая идея и в самом деле воспринимается хорошо. Тем не менее, учитывая некоторые детали, предложенные в объявленной министром О.Лавриновичем концепции, есть основания утверждать: об облегчении доступа к получению депутатского мандата ни в речь не идет. Ведь кандидату придется не только вносить денежный залог за право принимать участие в выборах, а и за собственные средства проводить всю агитационную кампанию. Теперь ему не напечатают за средства бюджета даже стандартную агитационную открытку для каждого избирательного участка, не говоря уже об оплате дебатов на радио или телевидении. Для того, чтобы о кандидате услышали, понадобятся сотни тысяч гривен. Словом, получить мандат народного избранника и в самом деле будет легче, но лишь тем, у кого есть солидные деньги.

Все без исключения политологи имеют для сугубо «мажоритарной» составной только одно объяснение. Уже сегодня ясно, что выдвиженцы Партии регионов в львиной части регионов не сумеют («засветившись» своей партийной принадлежностью) одержать победу. Поэтому ставка делается на то, чтобы без прямой привязки к ПР кандидат от этой партии получил больше шансов на победу, чем когда он на каждом уголку будет клясться, что «пылко поддерживает все реформы и инициативы нынешней власти». А так — тихонько проскочит, а уже в парламенте присоединится к фракции «регионалов», ведь 225 депутатов предлагается и дальше выбирать по закрытым партийным спискам.

Правда, придворные аналитики берутся утверждать, что избиратели конкретного округа получат «своего» депутата, который будет опекаться их — местными — проблемами. При этом такие аналитики почему-то не упоминают, что местные проблемы (ремонтировать школы и дороги, строить газопроводы) у нас призваны решать именно депутаты местных органов самоуправления — сельских, районных, областных. А задача народных избранников — строить государство, а не крыши на больнице. Так вот не нужно обманывать людей, что «свой» представитель в столице сможет больше, чем вся система местных советов и государственных администраций.

Есть намерение поднять и проходной барьер для политических партий с трех до пяти процентов, а также запретить участие в выборах блокам партий. Цель — оказывать содействие более четкой политической определенности. Среди аргументов приводится такой: тяжело, дескать, бывает договориться большому количеству малых фракций в Верховной Раде. Изберут люди десять партий, допускают приверженцы увеличения избирательного порога, а они, те партии, год будут проводить «спикериады». Но и здесь много лукавства. Ведь по предложенной схеме в Верховную Раду будет избрано 225, как уверяют, «личностей», которые не потерпят ни одного партийного диктата. Это неужели десяти будет договориться тяжелее, чем 225?

Помните, как за возрождаемой ныне системой избирательные перегоны уже происходили — в 2002 году? Тогда провладный блок «За Единую Украину» получил аж 11 процентов голосов. Однако, за счет «мажоритарников» (которые прежде всего думали не про избирателей, а о перспективах собственного бизнеса) было сформировано «большинство». Кстати, тогдашние «мажоритарные» депутаты после выборов весьма редко появлялись в своих избирательных округах.

Вполне очевидно, что такого сценария хотят и сейчас. И за разработкой «концепции», которую представил на суд общественности министр юстиции О.Лавринович, стоит отнюдь не забота об интересах того или другого избирательного округа. Просто такая система дает возможность на долгие годы «законсервировать» пребывание высочайших государственных персон при власти.

Вызвало дискуссию и предложение исключить из избирательного бюллетеня отдельную строку «против всех». В пользу такого шагу приводят тот аргумент, что люди, которые «против всех», на выборы и так не ходят. Такое и в самом деле имеет место, но в странах, которые имеют немного проблем. А мы уже были свидетелями, как на местных выборах свыше десяти процентов избирателей поставили пометки именно в этой графе. А ныне, по социологическим меркам, против всех готовы голосовать уже свыше сорока процентов избирателей. Поэтому из бюллетеня на самом деле хотят убрать пометку огромного недоверия к тому кандидату, который победит.

В самом деле, возможно, наше общество и имеет проблемы с собственной политической культурой. Тем не менее, любая культура может возникнуть и прижиться только тогда, когда критерии оценок действуют продолжительный промежуток времени. В случае же, когда избирательная система изменяется под каждые следующие выборы или же когда меняются одиозные принципы, уже перечеркнутые нашим горьким опытом, добра ждать не приходится.

Концепция также настаивает на том, что результаты выборов будут устанавливаться не большинством состава избирательной комиссии, а большинством от присутствующих на ее заседании. Что это будет означать на практике, объяснять, думаю, после недавних местных выборов уже не нужно.

Словом, власть своей концепцией решает собственные, а не наши проблемы.

И, кроме всего этого, «смешанная» система однозначно ослабит любую оппозицию, оставив ей для высказывания своей позиции исключительно улицу…

от admin

Добавить комментарий